Создание сайта: постановка задач

Переходим к третьей части — постановке задач для создания «правильного» сайта. Теперь, когда мы продумали, что должен делать наш сайт и каким способом — мы можем поставить задачу или еще лучше написать черновое техническое задание. Почему черновое ? Потому что еще довольно многое остается неясным, а так же не стоит думать, что мы не могли допустить ошибку на первух двух этапах проектирования. Не знаю как вы считаете, а я не вижу ничего страшно, если мы ошиблись где-то на этапе проектирования, как минимум теперь мы ошиблись в деталях или в частях, а не в проекте в целом.

Давайте зададим себе еще три вопроса:

  1. какие задачи будем ставить ?
  2. кому будем ставить задачи ?
  3. как будем проверять ?

 

1. Какие задачи будем ставить ?

Первый вопрос кажется самым простым, однако это не так. Мы целых два этапа думали, что нам нужно и как мы бы хотели этого достичь, а теперь это нужно сформулировать в виде понятного вопроса.

  • Я хочу, чтобы все было сделано быстро
  • Я хочу, чтобы все было сделано качественно и профессионально
  • Я хочу получить уникальный, современный веб-дизайн
  • Я хочу, чтобы все было сделано максимально дешево

Ничего не напоминает ? Ремонт ? Веб-сайт ? Сумею предположить, что когда люди слышат такие вопросы — их мозг отключается и пропускает их. Как результат — считайте, что ничего и не просили вообще.

  • Увеличить базу подписчиков
  • Увеличить узнаваемость бренда, начать создавать и укреплять бренд
  • Помочь маркетологам с запуском дополнительного рекламного канала за счет начала работы с онлайн аудиторией
  • Вывести бизнес из оффлайн в онлайн (пример обучения, консалтинга и т.д.)
  • Вынести часть задач на сайт — заполнение форм, записи на консультации, жалобы в поддержку, онлайн калькуляторы и конструкторы и т.д., чтобы сократить затраты на работу персонала

А теперь найдите отличия. И заметьте никакой высшей математики. Единственное, что нужно, чтобы это сработало — это знать и понимать, что действительно нужно (для бизнеса в данном случае). Чем четче сформулируется задача — тем легче ее будет решить, ее можно будет внятно поставить исполнителю, а так же будут ясны критерии по котором работу можно будет принять.

Бытует мнение — я поставлю задачу «сделайте мне типичный сайт под ключ», обсудим стоимость (я немного переплачу, чтобы меня не доставали глупыми вопросами) и пусть профессионалы работают, а сам займусь своими делами — зарабатыванием денег, например (в т.ч. и для оплаты проекта). Это хороший подход, когда вы всю ответственность перекладываете на исполнителя, а он ее с радостью на себя берет. Работает ли ? К сожалению, далеко не всегда. И дело не в том, что нам попадаются лишь безответственные идиоты. Скорее проблема в том, что мы по-разному смотрим на одни и те же вещи, задачи, проблемы. А еще разработка проектов — занятие довольно творческое, а не чистая механика, а значит очень многое зависит от понимания тематики, здоровья и настроения исполнителя, желания выполнить проект (мотивации) и других человеческих факторов.
К чему я все это говорил ? Если можете помочь — лучше помочь, в конечном итоге выиграют все. Если хотите все контролировать — это не то же самое, что и помогать, чаще всего это расценивается как нечто враждебное. Если очень хочется — попросите быть консультантов в проекте, однако не забывайте одну простую вещь — очень часто мы говорим что-то вроде «можете беспокоить меня по любому поводу ведь это на благо проекта», а затем приходят трудовые будни, запуск нового партнерства и куда-то пропадает все свободное время. Есть и спать некогда не то что помогать бездельникам, которым и так платишь кучу денег, так они еще и дергают по 5 раз в день.
Вывод — не обещайте того, чего не сможете выполнить, а если пообещали, то объясните, что что-то изменилось и будьте готовы, что со стороны исполнителя взамен тоже изменятся какие-то условия. И мы медленно затронули еще один супер частый вопрос интернет-проектов и споров заказчик-исполнитель — это изменения в ходе проекта. А откуда они возникают ? Правильно! Мы в самом начале что-то забыли, что-то не продумали или просто с течением времени что-то изменилось.

Обязательно ли сразу знать, все проблемы, которые должен решать сайт ? Не обязательно, но надеюсь я натолкнул на мысль, что было бы очень неплохо (все все равно не найдете, чем больше — тем лучше). Иначе вся затея с созданием сайта превращается в занимательный эксперимент. Что нас ждет в конце эксперимента ? — Правильно, результат. И что ? И все! Положительный или отрицательный, но для эксперимента важно закончится результатом, а не решить ваши проблемы. А это значит, что когда мы результат получим, скорее всего придется либо продолжить этот эксперимент либо запускать новый.
Раз уж мы говорим о сайтах, то это значит, что придется создать новый сайт и заново экспериментировать. Если вы готовы платить такую цену — тогда экспериментальный подход с итерациями (повторениями) — очень даже хорош. Но если запускаете сайт на последние деньги или просто хотите сделать все за 1 раз — следует очень хорошо подготовиться (составить список проблем, а из него — список задач).

От лирики переходим к делу, так какие же задачи будем ставить ?
Давайте используем методику S.M.A.R.T.

  • ставим простые цели (simple), например, получить больше клиентов
  • ставим измеримые цели (measurable), например, приводить на 20 клиентов больше, чем в прошлом месяце (при условии, что знаем сколько было в прошлом месяце)
  • ставим достижимые цели (achieveble), например, приводить на 20 клиентов больше, а не на 20 тысяч (думаю смысл понятен)
  • ставим реальные цели (realistic), например, приводить клиентов из нашего региона, а не скажем из Антарктиды (в теории мы можем рекламу крутить и для Антарктиды, а вот если наш офис находится за тысячи километров — не уверен, что к нам обратится клиент, даже если мы ему бесплатно отдадим наш товар или окажем услугу — перелет съест все преимущества)
  • ставим цели измеримые во времени, например, привести 100 новых клиентов за 30 дней или до конца квартала и так далее.

Почему мне это нравится ? При такой постановке вопросов — всем понтно, что нужно делать, а самое главное — понятно или задача решена, а цель — достигнута.

2. Кому будем ставить задачи.

В этом пункте меня интересует больше всего вопрос того, на сколько хорошо исполнитель понимает чем мы занимаемся, понимает чего мы хотим и зачем нам это нужно.
Хорошо быть психологом со стажем, читать людей как книгу, а еще замечательно когда никто не врет про опыт реализации проектов (я уже 100 раз такое делал, тут работы на неделю максимум, а потом срыв сроков). А еще чаще всего переговоры ведут одни люди, а реализацией проекта занимаются совсем другие. Так что лучшее, что мыможем сделать — это удостовериться, что мы были поняты. Один из самых простых способов это сделать — попросить пересказать своими словами поставленные задачи, как вы понимаете для этого нужно потратить больше времени на переговоры (запланировать заранее), а возможно и сделать это несколько раз на разных этапах проекта.
Вам повезет, если исполнитель будет иметь опыт в вашей области или же вы будете искать «нишевых специалистов». Мы сейчас говорим о сайтах и изначально я понимал обширные, общие тематики. Когда разрабатывается специфический продукт специфической тематики — чаще всего выбирается подрядчик, который так же работает в этой нише и выпускает нишевые продукты. Хорошим примером является медицина, финансовый сектор, продукты питания.
Мы постепенно подошли еще к одному супер важному вопросу — к аудитории, для которой создается проект (пользователи). И тут очень важно, чтобы наш исполнитель понимал это, а именно кому мы будем продавать наш товар, предоставлять нашу услугу и тд. А наш исполнитель не поймет до тех пор, пока мы ему об этом не скажем, намекнем или не спросим в лоб. Вот тут-то зачастую и приходят на помощь нишевые компании, которые занимаются нишевыми продуктами. Эти команды хорошо знают рынок, аудиторию, как до нее достучаться, каким способом. Наперед могут знать, что сработает, а что нет. Должны быть какие-то минусы ? Да, есть, чаще всего такие команды стоят дороже тех, кто делает все подряд. Если же есть чувство, что исполнитель — ни в зуб ногой — нужно или смириться или помочь ему в этом вопросе, а именно — составить портрет целевой аудитории, хотя бы минимально простой.

3. Как будем проверять результат

Пожалуй самый короткий пункт. Вся его суть в том, чтобы еще на этапе постановки задачи вы задавали себе вопрос — как я проверю или все сделано, а затем вопрос — как я проверю все ли сделано правильно. По какую сторону баррикады вы не окажитесь — заказчик или исполнитель — в любом случае вы будете необъективны. Если вы заказчик — сложно отделаться от чувства, что что-то могло сделаться лучше, быстрее, общение могло бы быть более вежливым, исполнитель более внимателен или менее навязчив и так далее. Если вы исполнитель — то заказчик от вас требует больше чем платит, хочет совать нос куда не следует, постоянно торопит вас без надобности, мог бы простить задержку проекта на месяц ведь вы ему выкатываете все с использованием новых супер современных технологий и далее по списку без конца. А значит лучше все спорные моменты выяснить и записать (зафиксировать), а только после «пожать руки» (договориться, заключить договор и т.д.). Начиная с этого момента лучше не жаловаться и не заниматься самобичеванием, плохо спроектировали — сами виноваты, мало времени на подготовку — угадайте чья вина. Смиритесь с тем, что либо вы потратите время (которое тоже можно измерять в деньгах), либо придется тратить дополнительные время и деньги, чтобы переделывать то, что не нравится как сделано.

Есть еще 1001 пункт, которыми можно дополнить все три части подготовки к проекту, которые я описывал и жизни не хватит их описать так что пожалуй пришло время подвести черту.

Мы посмотрели на задачу создания сайта по методике «Проблема, решение, задача». В этой методике мы сначала формулируем проблему, которую хотим решить. Если проблем много — создаем список. Когда первый этап готов — занимаемся способами решения проблем. В случае создания сайта у вас могут быть свои готовые решения проблем или же вы обращаетесь к подрядчику, чтобы вас проконсультировали каким способом можно решить ваши проблемы. Вы не обязаны все знать, вы влияете на то, на что можете повлиять, помогаете там, где это уместно. Когда решения готовы — переходим к формулировке задач. Вы можете это сделать сами (это полезно), это может сделать подрядчик, но понимать что происходит, на каком этапе, как влияет на результат проекта — важно.

Затраты времени на подготовку помогут сократить время и деньги на выполнение проекта, а так же на его сопровождение. Я уже не говорю о том, что сам успех проекта от этого зависит в большой мере.

Напоследок скажу чью-то умную фразу — «Победа любит подготовку». И пожелаю успеха в проектировании и выполнении проектов.