Создание сайта: решаемая проблема

Ко мне часто приходят с вопросом — «Леха, как создать сайт ? Ты же шаришь, умеешь, помоги, а ?!». Или еще лучше — «Леш, моей знакомой (моему знакомому) срочно нужен сайт, нужна консультация». Решил, что если соберу информацию в одном месте — это сэкономит в будущем мое время, а так же ответит на некоторые частые вопросы и породит новые, но уже более правильные и точные.
[tawkto]
Я не буду бездумно писать и хвалить, какие сайты хорошие, почему нужно создавать именно крутой, дорогой с супер-пупер дизайном портал, который порождает реки клиентов и генерирует волны денег. Я возьму одну из методик менеджмента по постановке задач, которая звучит как «Задача -> Проблема -> Решение» и переверну ее в «Проблема -> Решение -> Задача».

В менеджменте мы зачастую ставим задачу, выясняем какие проблемы могут возникнуть, размышляем какие решения противопоставим проблемам. Мой «перевертыш» должен наш процесс превратить в последовательность:

  • Выявление проблемы или множества проблем, которые должен решать сайт
  • Выбор подходящего решения (например, видеоблог нацеленный на аудиторию с проблемами зрения не очень эффективен, а возможно и полностью неэффективен, а значит не подходит в качестве решения)
  • Постановка задачи (что именно и как делать)

Disclaimer: написанное мной не является истиной в последней инстанции и может рассматриваться не только со стороны бизнеса, но и со стороны работы не прибыльных организаций, персоналий и обществ, однако у них тоже есть задачи и цели, которые должны решаться. Отличия будут, но в целом все равно вектор движения очень схожий.

Часть первая — «Проблема».

Какую из частых проблем бизнеса решает сайт ?

  • Представительство в интернете.
    Задача:
    Болтаться в сети и светить контактными данными, а так же другой важной для клиента информацией. Предоставить возможность связаться, составить первое впечатление о компании.
  • Реклама (промо, PR)
    Задача:
    Реклама продукта и услуги и ничего больше. Задачей такого проекта является некоторое простое действие, зачастую только одно, например — оповестить о выходе нового продукта, познакомить с продуктом, собрать клиентские данные (для расширения клиентской базы), вовлечение в социальный процесс, привести клиента в офис или магазин компании и др.
  • Информационный (корпоративный) ресурс:
    Задача:
    Публиковать важную информацию о делах бизнеса в сеть. Да, конечно, можно совмещать с представительством в интернете, но отличительной чертой является публикация периодических обновлений в целях информирования аудитории (клиентов, сотрудников, конкурентов …).
  • Зарабатывание денег:
    Задача:
    Заработать денег на продаже товаров и/или услуг, а так же монетизация других ресурсов. Конкретное действие — продажа конкретного товара/услуги, а на сейте должны присутствовать тригеры, которые помогут покупателя довести до мысли «Это то, что я хотел и мне это нужно, и купить я это хочу здесь и сейчас».
    К монетизации я отношу заработок за счет рекламы (в том числе размещение чужих рекламных публикация на своем ресурсе), продажи трафика, за счет создания партнерских программ (продажа/аренда клиентской базы), посредничества и др.
  • Вспомогательный ресурс:
    Задача:
    Дублирование или перенос функций бизнеса в сеть. Хорошим примером являются форумы поддержки, где можно в режиме онлайн получить консультацию, например, в часы отдыха техподдержки, онлайн-консультант, блог, личный кабинет пользователя, в котором можно самостоятельно решить вопросы клиента, а главное дать клиенту возможность сделать это самостоятельно и тем самым частично или даже полностью разгрузить персонал.
    Стоит добавить ремарку, что это не ресурс для зарабатывания, а скорее для экономии и оптимизации бизнес-ресурсов, хотя изо всех правил есть исключения.
  • Одним местом на все стулья:
    Задача:
    Сформулирую, как частый тост в украинском застолье — «Чтобы у меня все было, и мне за это ничего не было». Или «И жрец и жнец и на бубне игрец». То есть микс решений всех задач и проблем в одном ресурсе.
    И, кстати, я ни в коем случае не критикую и не говорю, что это плохо. Просто нужно понимать, что хороший ресурс решающий целый сноп задач должен быть не просто «хорошим».
  • Запустим, а дальше видно будет:
    Задача:
    Провести эксперимент, проверить идею, потешить самолюбие, убить время и деньги (свои или чужие).

Большинство проблем так или иначе вписываются в этот список. Допускаются, а зачастую и необходимы пересечения и слияния нескольких направлений. В идеале, конечно, решать одну задачу одним способом — такой метод в большинстве случаев будет наиболее эффективен и наименее «размазан». Я не из тех, кто считает, что всем клиентам можно и нужно угодить, наоборот я считаю, что лучше выдать максимум, но тем, кому это действительно нужно.

Цель написания этой статьи — помочь сформулировать (найти) главную проблему, которую должен решить создаваемый сайт, или составить список проблем, которые должен решить потенциальный сайт. Каково удивление многих людей, когда оказывается, что проблема вовсе и не является проблемой, либо решение не является оптимальным, либо попросту не подходит в данной ситуации (вспоминаем пример видеоблога для слепых), а деньги, которые должны были быть выделены на решение несуществующей проблемы неэффективным способом — со свистом улетели бы на ветер.

Итого: находим проблему или создаем список проблем и идем героически сражаться за светлое будущее и получение выгоды. Но об этом я уже напишу в следующей статье.