Если высшее образование мертво, как извлечь из него толк ?

Недавняя публикация про мертвое украинское образование набрала огромнейшее количество просмотров и подняла «хайп» в сети.
Українська вища освіта — мертва. Тримайтесь від неї подалі

Что мне понравилось ? Да, много правды и всё по делу. Что не понравилось ? Нет советов именно по изменениям в образовании. Советы есть для студентов — идите работать, работайте бесплатно, стройте сеть связей, а образование пусть чахнет дальше пока не найдётся какая-то высшая сила, которая всё исправит.

Disclaimer:
этот текст — плод моего гипертрофированного воображения, в нем изложено мое видение, ни в коем случае никому ничего не навязываю, не даю советов и не учу жизни =)

Завязка:
Прочитав статью, я представил себе картину будущего:
Лето, июнь месяц, вот и прозвенел последний звонок в 11-А классе средней школы №007 в городе Предпринимательск. Уже вчерашние школьники и сегодняшние взрослые подбрасывают в небо ненужные тетради, учебники, портфели. Да здравствует взрослая жизнь, дождались, ну наконец-то свершилось и каторга закончилась! Вот сейчас отметим сие важнейшее событие, а завтра уже сядем за онлайн курсы и будем осваивать любимые специальности, тогда месяца через 2-3 или максимум через полгода устроимся на работу.

Ну что, кто кем хочет быть ? Какие курсы начнем ?
Я пойду в айтишники, сказал Коля. Там платят дофига, работа интересная, условиями обеспечивают, пару лет посижу, «поработаю на Дядю», а потом махну в Гугл работать и привет Калифорния!
Я тоже в айтишники, выкрикнула Ксюша. Правда мы с Таней и Янкой решили стартап свой создать. Мы хотим изменить мир, работать на себя а не «на дядю», создадим крутую компанию в которой люди будут счастливы работать, у нас будет самый крутой офис с бесплатными кофе, печеньками и кока-колой.
А мне отец советует в менты податься, пробормотал Славка. Буду потом ваши стартапы и бизнесы шманать и спать спокойно по ночам, продолжил он с ухмылкой.

Не нашлось желающих стать врачом, учителем, электриком, пожарником. Никто не захотел работать в энергетике, космонавтике, обошли стороной науку — математика, химия, физика — это все надоело за школьные годы, это неинтересно, непонятно, не перспективно.
Июль, август:
Кое-кто сидит и проходит онлайн курсы, в основном бесплатные, многие созданы людьми без практики, которые преследовали цель не создать курс и научить кого-то чему-то, а пропиарить свою компанию, мол мы такие специалисты умеем и работу работать и образованием занимаемся. Кто-то попробовал пройти курс по программированию, отмучался неделю-другую и пошел работать в МакДональдс с пониманием, что айти это не его. Кто-то и вовсе «забил» — солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья. А время не стояло на месте …

Кульминация:

Осенью ребята отправились искать работу. В МакДональдс брали охотно, но места там быстро закончились, а открытие нового планировалось только через год, смышленые сообразили, что есть еще много лавочек общепита, куда можно всунуться и берут практически без оглядки. Те же, кто проходил курсы все лето, вооружились распечатками резюме, сертификатами о прохождении курсов и пошли покорять сердца и умы HR’ов топ-компаний.
И вдруг неожиданно оказалось, что ни количество ни качество пройденных онлайн курсов никого не интересует, что нужен опыт работы в первую очередь. Так же оказалось, что компаниям не нужны даже бесплатные сотрудники, потому что бюрократия обязывает как минимум оформлять практику, договорные отношения, следовать правилам техники безопасности и всё это превращает в ад работу с людьми без малейшего опыта, а толку от них пока что непонятно сколько.
Вместе с тем с годами выросла конкуренция за «простые работы» не требующие навыков и знаний. Теперь людей со стажем быстро сменяли только что выпущенные школьники. Из-за высокой конкуренции зарплаты на этих работах не росли, не нравится — уходи, а на твое место найдутся трое других. Никто никого ничему на работе не обучал, для работы были разработаны инструкции (так называемые «скрипты»), следовать которым нужно было строго и ни в коем случае не выходить за рамки.

Илья отличался от своих сверстников. Он не любил сидеть в соц. сетях, не тратил время на игры, зато уже в 8-м классе создал свой блог, в 9-м — модерировал сайт и форум юридической компании, в 10-м помогал администрировать сервера, плотно подсел на один из языков для веб-программирования. В 11-м классе Илья поднял интернет-магазин для друга родителей и первый раз заработал на этом приличную сумму денег, а так же уже знал чем сможет зарабатывать себе на жизнь. Илья читал про крутой стартап, который искал сотрудников как раз в Предпринимательске, в новом красивом офисе и сулил отличные перспективы с переездом в солнечную Калифорнию.
На собеседовании с Ильёй присутствовали двое — hr и технический специалист (зачастую это teamlead команды разработчиков продукта). HR расплываясь в улыбке, отмечала галочками все знания Ильи, мысленно представляла размер премии за привлечение потенциально очень ценного сотрудника.
Пришел черед технаря общаться с Ильёй.
— Илья, ты молодец, я даже удивился когда узнал, что ты только вот школу закончил, а уже знаешь и умеешь довольно много. Мы пишем софт, который будет вычислять размеры и объёмы площадей по снимкам из гугл-карт или других картографических сервисов, да хоть прямо со спутника — это неважно на самом деле. Мы должны получать данные по координатам, собирать статистику изменений, вести учет, анализировать, проверять соблюдение стандартов по данным со снимков и много другое. Итак, меня интересует, что ты знаешь из стереометрии и измерении фигур в пространстве ?
— Эмммм, замялся вдруг Илья, если честно, то я еще в 9-м классе «подзабил» на геометрию, считая ее для себя непрофильным предметом, кроме того наверняка уже написана уйма программ и алгоритмов, которые всё это умеют и нужно только их вписать в нашу задачу.
— Так то оно так, Илья, но для разработки продукта нужно очень хорошо разбираться в предметной области, иначе ты сможешь быть полезен только для прикладных задач.
— Что же мне делать ? Я очень хочу у вас работать, я готов учиться!
— Хм, задумался технарь, в школе этому явно не учат, а вот ранее хотя бы азы можно было получить в институте, но сегодня в институтах уже никто не учится, не модно это, да и позакрывали их из-за неспособности себя прокормить. Значит делаем так: сегодня я тебя в проект не возьму, но дверь оставлю открытой. Ты идешь в старую библиотеку, можешь конечно поискать скан книги в сети, но не уверен что там найдешь. Итак, пиши студент: книга 1 — «Стереометрия для чайников» — Москва, 1979; книга 2 — «Задачи по стереометрии» — Киев, 1984; и вот одна из более новых — «задачи по стереометрии» Питер, 1989; Пусть тебя не пугает Ленин на их обложках, не обращай внимания, да ты небось и не знаешь кто это вообще, просто читай, в этих книгах отличный фундамент и они куда лучше тех книг, что сейчас издают коммерческие издания, чтобы по-быстрому срубить бабла на красивых обложках. На днях мы тебе на почту еще сбросим список вопросов и задачки, которые нужно решить. Как разберешься — добро пожаловать опять к нам, место мы тебе найдем.

Развязка:

Коротко сформулирую проблемы и мысли по решению или ослаблению негатива.

Общие проблемы:
— работодателям нужен опыт, а не онлайн курсы
— серьезным проектам сложно работать с «еще детьми» с их «детскими болезнями» (неуверенность, легкомысленность, безответственность и т.д.)
— некоторые профессии физически невозможно освоить даже на самых хороших курсах за короткий период времени

Проблемы существующего образования:
— программа обучения не соответствует требованиям рынка: это очень характерно для рабочих и инженерных специальностей, не готов говорить за научную деятельность — там свои проблемы, но все же динамика изменений, как мне кажется, там медленнее.
— не внедряются изменения, либо внедряются очень долго из-за бюрократии, не ведется или плохо ведется анализ рынка, а потому и не внедряются изменения, а знания что есть — нигде не востребованы
— уровень преподавания — один из самых больных вопросов и непонятно почему так сложно хотя бы периодически приглашать практиков к прочтению лекций и проведению семинаров (как это делается на западе)
— отсутствие системы мотивации образования (стипендии вроде бы отменили, на работу не возьмут без практики и т.д.)
— стоимость образования (для Украины актуальная проблема, нет возможности учиться за счет фирмы в которой в будущем будешь работать например)
— теоретическая практика или устаревшие базы прохождения практики

Решения:
— приглашать практиков в образовательный процесс, особенно это касается профильных предметов
— сотрудничать с бизнесом, заключать договора в том числе с перспективными студентами (оплачивать их образование)
— дифференцировать систему внедрения изменений (вы не поверите, но не нужно внедрять одни и те же изменения одновременно по всей стране, можно в разных регионах внедрять разные изменения и изучать их результаты, затем хорошие практики передавать в регионы по цепочке, процесс бесконечный и бросать его нельзя, более того можно одни и те же изменения в разных регионах внедрять разными методами, тогда и разница будет видна и 10 лет не нужно ждать результатов)
— студентов нужно мотивировать (деньгами, интересом, перспективами, чем угодно еще, но без мотивации это просто убитое время)
— цены на образование — это вопрос болезненный, можно кредитовать под низкий процент и долгий срок, можно бизнесу заказывать себе работников и оплачивать им учебу, а они в работе потом постепенно эти затраты отобьют (у нас эта практика не приживается как минимум потому что так дороже, а еще никто не любит судов и споров по договорам — это всегда рулетка)
— договориться о практике для студентов в реальных условиях

Советы:
Родителям:

  • Родителям нужно отправлять своих чад учиться туда, куда они хотят, а не потому что «мы так сказали», «мы лучше знаем», «я плачу — я и музыку заказываю». Учеба испод палки не есть хорошо (вопрос мотивации).
  • Родителям следует помогать с выбором профессии, с анализом перспектив, построением запасных вариантов, а не сбрасывать с себя ответственность на ближайшие 5 лет за занятость своего чада. Это, кстати говоря, очень вредная привычка: ребенка сдали в ясли — теперь это проблема нянечек, детский сад — проблема воспитателей, школа — проблема учителей, институт — проблема преподавателей. Закончил (-а) ВУЗ ? — добро пожаловать во взрослую жизнь, сам (-а) за себя отвечаешь.

Студентам:

  • Вы не поверите, но пока вы учитесь за вами наблюдают не только преподаватели, но и представители бизнеса. Они либо приходят в ВУЗ, либо общаются с преподавателями и спрашивают кто есть из перспективных, занимаются вербовкой. Если вы не ходите на пары — вас так и не заметят.
  • Есть предметы и дисциплины, которые могут «выстрелить» в долгосрочной перспективе.
  • Пока вы учитесь — у вас есть 5 лет для того, чтобы повзрослеть, чтобы прокачать soft skills: хотите менеджить и почувствовать ответственность, а так же поиграть в управление людьми — становитесь старостой группы, хотите прокачать ораторское искусство — участвуйте в колоквиумах, открытых занятиях, готовьте презентации.
  • Вам никто не запрещает объединяться в группы и запускать свои первые проекты (мелкие стартапы). Вы можете строить сети связей и не стоит ограничиваться вашей группой и даже ВУЗом.
  • Одно из сильных преимуществ — пока вы студент у вас есть время, даже если вы так не считаете, то поверьте на слово в будущем его будет сильно не хватать. У вас есть время и свобода провести эксперименты, понять чем вы хотите или не хотите заниматься в будущем.
  • В том числе вы можете подрабатывать пока учитесь, отдавайте преимущество работе по специальности даже в ущерб деньгам, в будущем это окупится.
  • Никогда не работайте бесплатно. Пусть заработанного хватает только на обед в столовой, но сам факт получения выгоды от работы влияет на вашу мотивацию. Вознаграждение может быть нематериальным и/или не в денежном выражении, но оно должно быть и точка.
  • Даже в самом захудалом ВУЗе есть пара-тройка преподавателей весьма и весьма хороших специалистов — это ваш доступный на протяжении образования достоверный источник информации. У них вы можете спросить что и как вам лучше делать и это ценный актив, в будущем вам придется платить за каждую хорошую консультацию или самостоятельно «собирать грабли».
  • Читайте. Приучайте себя много читать. Еще не встречал людей, которые жалеют что читают. Честно. Кроме того, сейчас книги хорошо помогают прокачивать soft skills. Про чтение элекронных мануалов и блогов я молчу — это уже вошло в практику как само собой разумеющееся.
  • Учитесь на чужих ошибках, я серьезно. Если есть возможность спросить — спросите, не открывайте лбом все двери на своем пути — некоторые могут быть закрыты.
  • Экспериментируйте и не бойтесь ошибаться.

Получился лонгрид, хотя я только вошел в азарт, на этой ноте заканчиваю, потому что на тему образования можно и книгу написать, а в мои планы на сегодня этого не входило.